Всенощное бдение накануне праздника Вход Господень в Иерусалим

Сегодня, 8 апреля, накануне праздника  Вход  Господень  в Иерусалим в нашем храме состоялось всенощное бдение или всенощная — такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Вербное воскресенье – это переходящий церковный праздник – Вход Господень в Иерусалим, который зависит от даты празднования Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная неделя поста, предшествующая Пасхе.

На Руси Вход Господень в Иерусалим отмечают с X столетия. Растением, которое одним из первых пробуждается после зимы к жизни, является верба (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне).  Поэтому называется у нас это воскресенье Вербным. Вербу нужно срезать заранее и в субботу вечером перед Вербным воскресеньем освятить в церкви на вечернем богослужении.

После сугубой и просительной ектении прошло благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами.

Евангелие было вынесено  на средину храма, и верующие приложились к нему, а  также и праздничной иконе. Священник их помазал благословенным елеем, изобразив на челе крестное знамение и православные христиане приняли  многообразную благодать Святого Духа. Всем был роздан освященный хлеб. С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс.51:10).

Освященную вербу приносят в дом, ставят возле икон в святом углу. По старинной русской традиции, букетик освященной вербы должен простоять у икон весь год. Считается, что этот букетик охраняет дом от пожаров и несчастий, а хозяев – от болезней. Но, все же, главное предназначение этого букетика в святом углу дома – напоминание о торжественной встречи Христа в Иерусалиме и том, что личная встреча хозяев дома со Христом является желанной и должна совершиться только в радости. Для этого в течение всего года нужно иметь усердие в исполнении Заповедей Божьих.

Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.